Болезни скота | Понятие об анатомии, ее место в ряду биологических наук

Болезни крупного рогатого скота

Subscribe

Понятие об анатомии, ее место в ряду биологических наук

ГЛАВА: ВВЕДЕНИЕ

Изучение структур и функций организма, составляющее содержание биологии (bios — жизнь, logos — учение), проходило очень медленно, на всем протяжении длительного накапливания и систематизации челове­ческих знаний. По мере совершенствования техники и усложнения потреб­ностей практической деятельности человека это изучение становилось все шире и глубже. Развитие знаний о растительных и животных организмах завершилось созданием отдельных направлений в изучении живой природы, прежде всего ботаники (учение о растительных организмах) и зооло­гии (учение о животных организмах), ставших самостоятельными науками.

Науки, рассматривающие форму и внутреннее строение организма, объединяются под общим названием морфологии (morphe — форма), а изучение функций, т. е. деятельности как организма в целом, так и отдель­ных его частей (органов), обособилось в не менее обширную науку физио­логию. Морфология и физиология теснейшим образом связаны друг с дру­гом, так как форма и строение взаимно обусловлены теми функциями, кото­рые выполняют отдельные органы, а также теми процессами, которые протекают в организме в целом в результате его взаимодействия с внешней средой, т. е. в зависимости от условий жизни — экологии (греч. oikos — жи­лище,   родина).

Весьма существенные различия в методах изучения, большая сложность строения организмов и их жизненных процессов привели не только к раз­делению этих наук, но и выделению внутри каждой из них особых направле­ний, ставших затем самостоятельными дисциплинами. Этот процесс диффе­ренциации наук продолжается.

Строение животного организма можно изучать в трех основных аспектах: а) в его вполне сложившемся, взрослом состоянии; б) в процессе инди­видуального развития, т. е. в онтогенезе, и в) в процессе исторического раз­вития уже не отдельного организма, а отдельных видов и даже классов жи­вотных, например лошади как вида, птиц и млекопитающих как классов животных, т. е. в их филогенезе.

А. Исторически изучение строения животных началось с их взрослого состояния и послужило содержанием особой науки — анатомии (греч. anatome — рассечение, разделение на части). Термин «анатомирование» как один из методов познания строения тела сохранился и до настоящега времени. По методу изучения получила свое название и сама наука, но уже в более глубоком смысле словам как аналитический метод познания путем расчленения тела на все более и более мелкие, но самостоятельные части для детального изучения.

В результате такого подхода к получению знаний из анатомии в перво­начальном ее понимании выделилась микроскопическая ана­томия как учение о тончайшем строении органов (micros — маленький, scopeo — смотрю), которая использует микроскоп, примененный для этого еще в 1660 г., а в настоящее время — электронный микроскоп. Микроскопическая анатомия, в свою очередь, подразделяется на цитологию — науку о клетках, (cytos — клетка), гистологию — науку о тканях (histos—ткань)и собственно микроскопическую анато­мию как науку о тончайшем, или гистологическом, строении отдельных органов, в отличие от обычной анатомии как макроскопической (macros — большой).

Макро-микроскопический метод заполняет пробелы, остающиеся меж­ду макро – и микроскопическими исследованиями, и позволяет наблюдать структуры, слишком малые для невооруженного глаза и слишком большие для исследования под микроскопом.

Анатомия в соответствии с практическими задачами, которые перед ней ставятся, подразделяется на системную (или описательную), топографическую и пластическую.

Системная анатомия изучает строение тела животного во всех его деталях; она рассматривает органы по системам, например костная система, мышечная система, нервная система и т. д. Топографичес­кая анатомия обращает большое внимание на взаимное расположе­ние органов — синтопию — и на проекцию отдельных органов на ске­лет — скелетопию и т. п. Знание топографической анатомии значи­тельно облегчает доступы к тем или другим органам для целей хирургии, диагностики, терапии, акушерства. Нередко выделяют еще хирурги­ческую анатомию, преследующую узко практические цели. Плас­тическая анатомия занимается изучением внешних форм, их соотношениями и пропорциями, изменениями при движениях применитель­но только к искусству (живопись, скульптура).

По признаку видовой принадлежности описываемого объекта различа­ют, например, анатомию человека и анатомию домашних (или сельскохо­зяйственных) животных.

Изучение строения животных различных видов при одновременном со­поставлении его сходств и различий способствовало глубокому пониманию предмета.  Так возникла сравнительная     анатомия.

Сравнительный метод в анатомии побудил исследователей искать объяс­нений отмечаемых различий в строении животных, с одной стороны, путем анализа функций, а с другой — привлечением данных истории развития животных как в онто-, так и в филогенезе, т. е. путем синтеза.

Б. Под онтогенезом — ontogenesis — понимается весь процесс развития данной особи от ее зачатия (оплодотворения) до смерти. Этот про­цесс охватывает утробный и внеутробный периоды. Изучение развития заро­дыша, а затем плода в утробе матери входит в сферу особой науки — эм­бриологии (embryo—зародыш), а строение животного после рождения, в постнатальный период, составляет предмет возрастной анатомии. Различают еще породную и типовую анатомию домашних животных.

В. Под филогенезом — phylogenesis — понимается историческое развитие классов животных или отдельных их видов от простейших форм до современных в связи с факторами внешней среды, наследственностью и он­тогенезом. В аспекте филогенеза можно рассматривать и развитие отдельных органов или систем органов.

Изучение филогенеза базируется на данных сравнительной анатомии и гистологии, сравнительной эмбриологии, палеонтологии и сравнительной физиологии в связи с экологией. Такое направление в анатомии известно под названием эволюционная    морфология.

С позиции диалектического материализма все существующее в мире вза­имосвязано и взаимообусловлено, все возникает и развивается по определен­ным законам. В силу этого анатомия на современном этапе ее развития являет­ся не только аналитической — описательной наукой, но и синтетической — обобщающей. Она изучает строение организма не в каком-то застывшем его состоянии, а в процессе становления формы, в связи с функцией и в зависи­мости от условий жизни и наследственных факторов, типичных не только для вида в целом, но и для каждого индивидуума. Поэтому понять индиви­дуальные особенности строения можно лишь, исходя из целостности организма, памятуя, что любой орган существует не сам по себе, а как часть целого, в котором все взаимосвязано и взаимообусловлено. Поэтому анатомию можно охарактеризовать как науку о закономерностях строения организ­ма, обусловленных свойствами живой материи и историей его развития в конкретных условиях внешней среды и под влиянием наследственных факторов. Такое направление в анатомии получило название биоморфология.